На чем ездили советские генсеки: от Ильича до Сергеича

Август 01 2017

История первого социалистического государства, просуществовавшего без малого три четверти века, — это и история автомобилей, на которых ездили главы Советской России, а затем СССР. В нашей фотоподборке вспоминаем наиболее знаковые из них.

Приметы переходного периода от СССР к новой России — ЗИЛ-41047 в компании Мерседесов. Скоро отечественные автомобили окончательно исчезнут из правительственных кортежей российских лидеров…
Руководителей нового пролетарского государства первое время возили на богатом наследстве, оставшемся от старого режима. В основном на автомобилях из Императорского гаража или реквизированных у промышленников, купцов и интеллигенции. Председатель Совнаркома В. И. Ленин, Н. К. Крупская и сестра вождя М. И. Ульянова в Renault 40 CV c огромным 6-цилиндровым 7,5-литровым двигателем, 1918 г.
В 1921 г. для лидеров социалистического государства закупили первые несколько новеньких британских «Серебряных духов» с полным именем — Rolls-Royce 40/50 НР Silver Ghost. Один из автомобилей переделали по схеме, разработанной еще руководителем царского гаража французом Адольфом Кегрессом, уехавшим из России после революции. На полугусеничном 75-сильном Rolls-Royce зимой из Горок возили Ленина в последние годы его жизни.
Новый генсек И. В. Сталин, М. И. Калинин и Л. М. Каганович во время XVI cъезда ВКП (б) летом 1930 г. Rolls-Royce в те годы по-прежнему одна из главных государственных марок.
Огромный бронированный американский Packard Twelve. На автомобилях этой марки с 12-цилиндровым 7,7-литровым мотором мощностью 180 л.с. возили генсека Сталина с середины 1930-х до конца 1940-х.
Первый отечественный автомобиль, удостоенный внимания генсека, — ЗИС-115, при проектировании — «Изделие 100». Лимузин массой около 4 тонн оснастили 162-сильным форсированным мотором.
Несколько из примерно сорока изготовленных в 1948-1949 гг. бронированных ЗИСов сохранились до наших дней. Но в каком из них возили Сталина, достоверно не может сказать никто.
Толщина стекол бронированного ЗИС-115 — около 75 мм. Для их подъема и опускания в двери лимузина вмонтировали гидродомкраты.
Признаки оттепели — новый генсек Н. С. Хрущев в открытом ЗИС-110Б. Совсем недавно увидеть главу партии в кабриолете было немыслимо. Рядный восьмицилиндровый мотор ЗИС объемом 6 л развивал 140 л.с.
В последние годы правления Н. С. Хрущева его возили на ЗИЛ-111Г. В 1962-1967 гг. сделали 38 таких лимузинов с 6-литровым двигателем V8 мощностью 200 л.с и двухскоростной автоматической коробкой передач. Кстати, именно Хрущев отменил бронированные автомобилей для руководителей страны. Следующий «броневик» для генсека сделают только в 1985 г.
Кабриолетов ЗИЛ-111Д в 1964-1967 гг. изготовили всего чуть больше десятка. Их долго использовали и после завершения производства в эпоху Л. И. Брежнева для торжественных встреч наиболее почетных гостей СССР.
В 1960-х, когда производство лимузинов ЗИЛ было особенно скромным, даже членов Политбюро, включая генсека, возили иногда на куда более массовых Чайках ГАЗ-13 со 195-сильным двигателем. Причем лимузинов с перегородкой между передним сиденьем и задней частью салона среди этих машин было совсем немного.
ЗИЛ-114 — символ долгой эпохи правления Л. И. Брежнева. Автомобили, прозванные в народе «подводной лодкой» — за дизайн и «членовозами» — за назначение, сделали с 1967 по 1977 год 113 экземпляров. Двигатель объемом 7 л развивал 300 л.с. По паспорту лимузин мог развить 190 км/ч.
Зная любовь «дорогого Леонида Ильича» к автомобилям, лидеры многих государств дарили ему дорогие машины. В 1973-м президент Никсон презентовал генсеку Lincoln Continental Mark IV. Американская «восьмерка» этого автомобиля объемом 7,5 л по американскому стандарту SAE развивала 212 л.с.
Брежнев был единственным генсеком, который ездил за рулем сам и очень любил это занятие. Rolls-Royce Silver Wraith, на котором Брежнев лично в 1979-м попал в аварию на Кутузовском проспекте, сохранился нереставрированным в музее в Риге.
Еще один подарок Леониду Ильичу — японский Nissan President, собранный специально для генсека — с левым рулем и приемником с диапазоном УКВ. Мотор V8 объемом 4 л развивал 195 л.с.
Последний генсек КПСС — М.С. Горбачев и последний ЗИЛ — модели 41047. На автомобиле стоял карбюраторный двигатель мощностью 315 л.с.

Написать комментарий или ответить